Что такое дисграфия у детей 8 лет

Что такое дисграфия у детей 8 лет

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

МКБ-10

  • Причины дисграфии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дисграфии
    • Артикуляторно-акустическая дисграфия
    • Акустическая дисграфия
    • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    • Аграмматическая дисграфия
    • Оптическая дисграфия
  • Диагностика
  • Коррекция дисграфии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Патогенез

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв («л» вместо «м»; «х» вместо «ж» и наоборот), зеркальное написание букв.

Диагностика

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.
Читайте также:  Дюспаталин при дискинезии желчевыводящих путей

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Дисграфию называют специфическим расстройством обучения с нарушением письменной речи. Эта проблема может проявляться сама по себе, а может также наблюдаться вместе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Виды дисграфии у детей

У большинства детей может быть сразу несколько типов дисграфии. Вот основные:

1. Моторная дисграфия

При этом типе расстройства почерк часто неразборчив, так как ребенок не может правильно держать карандаш.

2. Дисграфия-дислексия

Дети с дисграфией дислексии часто способны хорошо переписывать текст, однако их спонтанное письмо довольно неразборчиво, а орфография не идеальна.

3. Лексическая дисграфия

Этот тип довольно редко встречается у детей и наблюдается, когда ребенок может писать, но в большей степени следует стандартным шаблонам «звук-буква».

4. Пространственная дисграфия

Если ребенок не понимает понятия пространства и ему трудно писать на линиях и соблюдать интервалы между словами, говорят, что у него пространственная дисграфия. При этом спонтанное или скопированное письмо неразборчивы, однако орфография не хромает.

5. Фонологическая дислексия

Фонологическая дисграфия — это неспособность произносить незнакомые и фонетически неправильные слова. Дети с этим типом дисграфии не способны запоминать фонемы и правильно использовать их в письменной речи.

Причины детской дисграфии

Важно понять, что вызывает дисграфию у ребенка, чтобы можно было оказать ему эффективную помощь. Вот некоторые причины детской дисграфии:

  • недоразвитая мелкая моторика;
  • неспособность правильно визуально обрабатывать буквы и слова;
  • повреждение мозга;
  • множество мысленных образов;
  • неправильное обучение.

Признаки дисграфии у детей

Вот наиболее важные симптомы дисграфии:

  • неспособность изложить свои мысли на бумаге;
  • неаккуратный и неразборчивый почерк;
  • неумелый и жесткий захват карандаша и неудобное положение тела;
  • проблемы с соблюдением интервалов между словами и формами букв;
  • проблемы при попытке написать слова слева направо;
  • сложности в соблюдении границ при письме;
  • проблемы с другими мелкими двигательными навыками, такими как владение вилкой, завязывание шнурков или застегивание пуговиц;
  • неспособность правильно писать;
  • спонтанное смешивание прописных и строчных букв;
  • неумение правильно держать карандаш или пользоваться ножницами;
  • отказ от письма;
  • написание исключительно неполных предложений.

Когда можно заметить симптомы дисграфии?

Поскольку дисграфия связана с неспособностью правильно писать, большинство родителей и учителей могут заметить первые признаки лишь в школе.

Хотя все дети поначалу испытывают сложности с письмом, однако через время процесс налаживается. Если ребенок по-прежнему не может привыкнуть к письму и проявляет вышеуказанные симптомы дольше, чем требуется, это может быть сигналом о наличии расстройства.

Как определить дисграфию?

Для диагностики дисграфии может потребоваться консультация психолога или невролога. Врач распросит об истории рождения ребенка, вехах его развития, а также попросит посмотреть на его почерк.

Для определения дисграфии также используются различные тесты, которые направлены на оценку мелкой моторики, интеллекта, академических знаний.

Буквообразование и другие виды моторной дисграфии могут быть диагностированы в возрасте шести лет, но, как правило, это все же происходит не раньше девяти лет — «тест на письменность» может выполняться только детьми, которые уже привыкли к сложным формам письма.

Лечение дисграфии у детей

Лечение зависит от ребенка, а также от наличия других проблем с обучением или со здоровьем.

Не существует специальных упражнений для избавления от дисграфии, однако есть определенные методы обучения, которые могут помочь.

Поскольку многие дети с дисграфией также имеют дислексию, им, возможно, придется работать над базовыми навыками чтения, такими как декодирование. Это особенно важно для того, чтобы помочь детям с правописанием. Для этого им нужно будет хорошо объяснить слоговые паттерны, отношения между буквами и звуками, а также отношения между значениями и группировками букв.

Специально для тех, кто испытывает сложности с двигательными навыками, необходимыми для письма, разработан ряд упражнений, помогающих разработать силу руки и мелкую моторику, правильно держать карандаш или ручку, а также выбирать удобную позу.

Чтобы помочь детям с другими проблемами, связанными с письмом, используется образовательная терапия: дети учатся обходить слабые места за счет письма, ставить разумные и достижимые цели, а также отслеживать прогресс с помощью визуальных инструментов.

Развивающая терапия для детей с дисграфией

Что могут сделать родители, чтобы улучшить почерк и другие проблемы с письмом у ребенка?

  • Поменяйте бумагу

Попробуйте заменить линованную бумагу графической так, чтобы у каждой буквы было свое собственное пространство. Она также очень удобна для того, чтобы научить ребенка оставлять один пустой отсек между словами.

  • Смените инструмент

Дети с дисграфией от природы не могут легко держать ручку или карандаш, поэтому, если вы дадите им что-то тонкое для работы, это побудит их использовать легкий захват. Предложите ребенку перо и чернила, чтобы сделать процесс более увлекательным, или попросите писать мелом на доске.

Есть даже ручки, разработанные специально для детей с дисграфией — они имеют удобный захват.

  • Научите печатать на машинке

Детям с дисграфией гораздо легче печатать на машинке, чем писать. Такая форма обучения снимет стресс и позволит ребенку гораздо лучше выражать мысли в письменной форме

  • Научите развивать мышечную память

Дети с дисграфией могут испытывать сложности с мелкой моторикой. Чтобы решить эту проблему, предложите использовать на обед вместо вилки палочку для еды и захватить ее тремя пальцами, используемыми для письма.

Превратите процесс в игру, а затем наградите ребенка за старания.

  • Придумайте мультисенсорные упражнения

Пусть ребенок поиграет в песке или краске и попросите его сформировать слова с помощью пальцев. Тактильные ощущения помогут сформировать лучшее понимание букв.

  • Говорите и пишите

Предложите ребенку сначала произнести слово вслух, а затем записать его. Это поможет ему сосредоточиться и отслеживать свои усилия, поскольку он задействует различные части мозга.

  • Используйте диктофон

Детям с хорошими устными навыками можно дать диктофон и предложить сначала записать свои мысли, а затем написать их во время прослушивания. Это облегчит задачу, поскольку ребенку не нужно будет сосредотачиваться на формировании предложений или грамматике, и он сможет полностью сконцентрироваться на словообразовании.

  • Купите шаблоны для написания букв
Читайте также:  Анализ панорама при беременности

Распространенная проблема, с которой сталкиваются дети с дисграфией, — это писать слова снизу вверх. Научите ребенка последовательно формировать буквы сверху, а не снизу.

Буквы не обязательно должны быть идеальными, но они должны быть последовательными.

Когда следует обратиться к врачу?

Если малыш старается изо всех сил, но все еще не может освоить письмо и испытывает беспокойство при любом упоминании о том, что придется писать, следует проконсультироваться со специалистом.

Не бойтесь обращаться за помощью, если ваши попытки помочь дома не увенчаются успехом, потому что будущее вашего ребенка зависит от того, сможет ли он быть уверен в своих силах. Вместе вы сможете преодолеть эту проблему.

На платформе Vikids вы можете:

Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и неусидчивости. Не стоит та же подозревать учителей в недостаточном внимании к вашему ребёнку.

Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими стойкими нарушениями чтения и письма — «дислексией» и «дисграфией», и им срочно нужна помощь специалиста.
Подобными трудностями страдают люди во всех странах мира довольно часто. По статистике дислексию и дисграфию имеют почти 12% населения Земли.
Результаты исследований в нашей стране свидетельствуют о том, что в общеобразовательных школах число детей с дислексией и дисграфией составляет более 30%, в гимназиях – 20%, тогда как, в середине 70-х годов, прошлого века детей с такими нарушениями было только 11%. Еще 15 -20 лет назад, в средних и старших классах ученики с такими проблемами были редкостью, то сейчас «дисграфиков» можно встретить в 6, 7 и даже 10 классе. Такое явление обусловлено многими причинами, в том числе и высоким темпом обучения и сложными учебными программами.
Что же обозначают эти явления?
Дислексия (от греческого «дис» — затруднение, нарушение, «лексис» — слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон КГМ, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.
Дисграфия (от греческого «графио» — писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом. Формируются эти функции в разные периоды дошкольного детства. Их структуры сложно переплетены между собой. Сбой в формировании одной функции может стать причиной задержки формирования другой.
Если уже в дошкольном возрасте формирование какой-то функции запаздывало, то в школе это проявится при чтении или на письме в виде специфических ошибок. Для овладения письмом не достаточно просто видеть окружающий мир (деревья, людей, предметы), необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запоминать и воспроизводить их очертания.
если у ребёнка к моменту поступления в школу недостаточно сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет качественно усвоить написание букв и будет путать их на письме.
если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, позволяющий понимать речь, улавливать оттенки сказанного, различать один звук от другого, он не в состоянии различать схожие звучания, в результате он неизбежно будет допускать на письме замены букв. Услышав звук, он не в состоянии быстро представить его в виде буквы. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.
У детей, страдающих дислесией и дисграфией, часто возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Им свойственные пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти (особенно слуховой), трудности в поведении и общении. Практически у всех таких детей есть проблемы с кровообращением сосудов ГМ.
Ребёнок, страдающий дислексией и дисграфией, осознаёт, что не может справиться с тем, что одноклассникам даётся легко. Неуспехи в школе, непонимание со стороны родителей и учителей могут привести к серьёзным изменениям в его психике. С каждой неудачей он всё меньше верит в себя, постепенно становится молчаливым, застенчивым, необщительным. Боясь насмешек, ребёнок под разными предлогами старается избежать посещения школы. Другая крайность – обида на всех и вся, раздражительность, несдержанность, вспышки гнева, немотивированная агрессия, конфликты с учителями.

Причины возникновения «дислексии» и «дисграфии»

Незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы).
— Влияют так же заболевания матери во время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, резус-конфликтная ситуация).
— Ещё одной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития.
— А так же различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве.
— Ряд учёных считает, что определённую роль в возникновении дислексии и дисграфии имеет наследственный фактор, когда ребёнку от ближайших родственников передаётся несформированность определённых мозговых структур. В семьях, в которых родители или близкие родственники страдали дислексией, вероятность дислексии у детей выше на 30%.

Группы риска

Вероятность возникновения дислексии и дисграфии высока у следующих детей:

-левшей и правшей, переученных из левшей
-детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы
-детей, в семьях которых говорят на двух и более языках
-детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки
-детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать
-детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык
-детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.

Как распознать «дислексию» и «дисграфию»?

Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которые , как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности.

У ребёнка «дислексия», если он

— с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж)
— читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок
— пропускает буквы (марка –мара, куртка — курка), слоги (молоко–мокко, дорожка-дожка), предлоги
— заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому — потом)
— заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава — кавана)
— не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится — говорил)
— изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях)
— неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье)
-пытается угадать слово по нескольким первым буквам
— плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.

Чтение для «дислексика» – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.
О наличии «дисграфии» (на письме) говорят следующие ошибки:

— пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город – огромный горд)
— искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух)
— не дописывание слов и букв (растёт – растё, мышка — мышк)
— перестановка букв и слогов (яблоко — ябколо, фрукты — фрутки)
— добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно — дуружно)
— замена согласных (картофель – картовель, дупло – тубло, сушки — шуски)
— слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный)
— разделение одного слова на два (ведёрко – ведёр ко, игра – и гра)
— неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки — конки)
— смешение букв, схожих по написанию Т – П, Б – Д, И – У (потянул – попинул, рябит – рядип, муха — миха)
— переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…,
— пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.

Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слово как придется, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. У дисграфиков очень плохой почерк, слова у них словно наползают друг на друга.
Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.

Читайте также:  Сера в живых организмах

Кто поможет ребёнку?

Нарушения чтения и письма поддаются коррекции, но её эффективность зависит от степени нарушения, от своевременности обращения родителей к специалистам.
Статистика показывает, что чем раньше будет выявлена проблема и оказана помощь, тем быстрее и эффективнее она будет решена. Дислексик, выявленный ещё в дошкольном возрасте, при правильном обучении в 85% случаев выходит на уровень нормы. Если диагноз поставлен в 1-2 классе – этот процент снижается до 70%, а в 3 классе – до 60%, по окончанию начальной школы – уже только 30 – 35%.
Когда ребёнок учится читать и писать, то опытный учитель быстро замечает у ребёнка первые признаки дислексии и дисграфии; советует родителям пройти обследование у специалистов – логопеда или дефектолога. Рекомендуется так же консультация психолога. В ходе обследования определяются недостатки общего, речевого и психического развития ребёнка. Затем организуется работа по их исправлению, выбираются формы и методы коррекционного воздействия, даются рекомендации родителям относительно занятий с ребёнком дома.

Советы родителям

Если вы не нашли логопеда, или по каким-либо причинам ребёнок не может посещать специальные занятия, родителям нужно самостоятельно изучить спец. программы, корректирующие упражнения для решения проблем ребёнка. Главное, чтобы было желание потратить 1 час в день на занятия с ребёнком. Сейчас издаётся много литературы по коррекции дислексии и дисграфии. Благодаря Интернету можно получить консультацию опытных логопедов, а на большом количестве сообществ и форумов пообщаться с обеспокоенными родителями детей, имеющих схожие проблемы.
Что нужно делать родителям? Главное – запастись терпением и помнить, что эти нарушения не являются признаком неполноценности ребёнка. Он просто пока не может читать и писать лучше. Ему нужна помощь, и если он под Вашим руководством будет настойчиво заниматься, то вполне сможет овладеть чтением и письмом.

Памятка для родителей

Что можно делать при самостоятельной работе дома:

— помогите ребёнку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с перерывом для отдыха,
— поскольку дислексики и дисграфики, как правило, хорошо воспринимают устную речь, то существенную помощь в усвоении ребёнком нового материала по другим предметам могут оказать взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух,
— никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его только с ним самим на предыдущем этапе,
— вашему ребёнку полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка,
— лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку помогут языковые игры (придумывание слов на одну букву, подбирание рифм к словам, чтение шёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок),
— попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы пишите у него на спине или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы или вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги,
— научите ребёнка печатать на компьютере, это поможет ему развить моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть, какое слово напечатал с ошибкой,
— следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался. Приучите его утром и вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, это активизирует мозговую деятельность,
— старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми. Чаще гуляйте с ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.
Что не рекомендуется делать:
— Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению. Для совместного чтения подберите книги с небольшими рассказами с крупным шрифтом, в которых много картинок.
— Не мучайте ребёнка бесконечным писанием диктантов и безумным списыванием тестов, даже если вам это советует специалист. Механическое выполнение упражнений не даёт положительного результата.
— Не пытайтесь устранить все ошибки одновременно. Если поставлена цель научить ребёнка писать без ошибок, то пока не обращайте внимание на некрасивый почерк.
— Не стремитесь наращивать скорость чтения.
— Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка, если он ошибается. Исправлению ошибок это не поможет, а только снизит желание учиться. Но и хвалить без причины тоже не стоит.

Развиваем ребенка между делом

Иногда, родители жалуются на отсутствие свободного времени. Но ведь очень многие качества и способности ребёнка можно развивать между делом. И развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, лексико-грамматических категорий языка, памяти, внимания, мышления – всё это можно делать в любой обстановке — стоит только проявить фантазию.

— Когда вы с ребёнком (идёте из школы, магазина, поликлиники), читайте стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, развивая слуховое внимание. Попросите ребёнка 1 минуту помолчать, не объясняя причину, а затем спросите, что он услышал в это время, какие звуки, голоса.
— Полезно придумывание слов, которые начинаются на определённый звук. Звук можно выбирать в середине или конце слова. Поиграйте в игру «Наоборот» (подбор антонимов).
— Во время прогулок или других домашних дел играйте в «Цепочку» — придумывание слов на последний звук предыдущего слова. Слова можно подбирать на определённую тему.
— Во время поездки на автомобиле предложите ребёнку назвать всё, что он видит за окном. Это развивает словарь ребёнка и улучшает звукопроизношение.
— Когда вы собираетесь печь пироги или печенье, дайте ребёнку кусочек теста, чтобы он вылепил из него буквы. Попросите найти на полке предметы с заданным звуком.
— Вы делаете уборку, ребёнок вертится рядом. Предложите ему назвать не меньше 10 предметов с определённым звуком.
-Занимаясь домашними делами, прослушивайте вместе с ребёнком записи сказок, стихов в исполнении актёров и чтецов, дикция которых безупречна.
Постарайтесь, пожалуйста, сделать всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку. Пусть его глаза загорятся от достигнутых успехов, и улыбка чаще появляется на его лице. Поверьте, если пожелаете, то в Ваших силах помочь своему маленькому ученику!

Материал подготовила: логопед — Ойцева Лариса Геннадьевна

Ссылка на основную публикацию
Что такое глаукома глаза симптомы и фото
Глаукома – это хроническое заболевание глаза, при котором повышается внутриглазное давление (ВГД) и поражается зрительный нерв. В переводе с греческого...
Что такое mts в медицине
, MD, PhD, Imperial College London Диагноз рака без выявленного первичного очага устанавливается тогда, когда рак обнаруживается в одном или...
Что такое ureaplasma urealyticum у женщин беременных
B озвращаемся к вечной теме: влияние уреаплазм на исход беременности. Наверное, эта тема является лидером по числу вопросов, которые я...
Что такое гонорея у женщин симптомы и лечение
Направления Нарушение менструального цикла Патологии шейки матки Бесплодие Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП) Менопауза (климакс) Заболевания яичников Полипы Аномалии развития...
Adblock detector