Этиология олигофрении

Этиология олигофрении

Олигофрения – это врожденное либо приобретенное до трехлетнего возраста отставание в психическом развитии. Является следствием генетических факторов и перенесенных болезней. Для оценки степени задержки используются тесты на определение уровня интеллекта. Нередко олигофрения у детей сопровождается врожденными физическими пороками.

По статистике в развитых странах от патологии страдает 1% населения. Согласно некоторым исследованиям, умственное недоразвитие есть у 3% людей, но большинство из них не попадают в поле зрения врачей по причине слабо выраженной симптоматики и способности адаптироваться к жизни в социуме.

У мальчиков болезнь олигофрения развивается примерно в 2 раза чаще, чем у девочек. Большая часть случаев выявляется в шестилетнем возрасте, когда осуществляется обследование ребенка перед обучением в школе, и в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодые люди решают, в какое образовательное учреждение поступить, проходят медицинский осмотр перед службой в армии.

Тяжелые степени олигофрении всегда диагностируются в раннем возрасте (до 3 лет). Во всех остальных случаях диагностика затруднена из-за большого количества разных методик оценки мышления.

Стадии заболевания по выраженности слабоумия:

  • Дебильность. При олигофрении в степени дебильности коэффициент интеллекта составляет от 50 до 70 баллов. Больной может успешно закончить специализированное учебное заведение, освоить программу, которая соответствует четырем классам общеобразовательной школы. Он осваивает чтение, счет, навыки письма. Может себя обслуживать – ходить в магазин, выполнять работу по хозяйству. Клинической практике известны случаи парциально одаренных детей, которые при низком уровне общего развития имели отличную память, могли выполнять сложнейшие арифметические расчеты, обладали выдающимися художественными способностями.
    Вообще олигофрению в степени умеренной дебильности иногда бывает сложно отличить от нормы. Выявить болезнь помогают специальные исследования.
  • Имбецильность. Это средняя степень тяжести заболевания (коэффициент интеллекта – от 20 до 50). Больной хорошо понимает обращенную к нему речь, может освоить элементарный счет, выучить простые фразы (словарный запас не превышает 200-300 слов). Он способен ухаживать за собой. В случае трудоустройства на специально оборудованное производство выполняет однотипные элементарные операции. Олигофрению в стадии имбецильности характеризует привязанность к близким людям, сильная реакция на похвалу и порицание. Мышлении имбецилов заторможенное. Они никогда не проявляют инициативу, любят подражать. В новой обстановке всегда теряются, не знают, как себя вести.
  • Идиотия. Наиболее тяжелая степень олигофрении (фото больных демонстрируют людей, полностью не способных к самообслуживанию и адаптации в социуме). Люди с таким диагнозом являются инвалидами. У них присутствуют лишь зачаточная речь и мышление. Их эмоциональные переживания ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд или неудовольствием. Часто пациенты с олигофренией на стадии идиотии озлоблены и агрессивны. Они могут не узнавать родственников, знакомых. Чаще всего не способны освоить элементарные навыки самообслуживания.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер

М.С. Певзнер выделила пять форм олигофрении:

  1. Неосложненная. Характеризуется диффузным поражением мозга. Нервные процессы уравновешены, значительных поражений в пределах корковых анализаторов нет. Отсутствуют психомоторная расторможенность, патологии влечений, судорожные припадки. Пациент может целенаправленно выполнять разную работу. Он спокоен, дисциплинирован, нормально адаптируется в условиях коррекционной школы. Привязан к членам семьи, учителям, одноклассникам. Дети с неосложненной формой олигофрении в стадии дебильности хорошо учатся в специализированной школе, успешно овладевают новыми понятиями, включенными в программу.
  2. Осложненная нарушениями нейродинамических процессов. Помимо интеллектуального недоразвития присутствуют нарушения процессов торможения или возбуждения. В первом случае, когда доминируют процессы торможения, ребенок инертный, медлительный. Он плохо учится, не проявляет интерес к новым вещам. Слабо запоминает учебный материал. Во втором случае (преобладают процессы возбуждения) больной неусидчив, очень часто отвлекается, импульсивен. Он может не обращать внимания на замечания взрослых, часто провоцирует конфликты. При проведении грамотной коррекционной работы может достаточно хорошо адаптироваться в обществе.
  3. С психопатоподобными формами поведения. У ребенка наблюдается ярко выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы, снижается критическое отношение к себе и окружающим, плохо развиваются личностные качества. Данная степень олигофрении связана с нейроинфекциями. Она обычно диагностируется у лиц, перенесших постнатальные инфекционные болезни (например, энцефалит, менингит, менингоэнцефалит) либо серьезные черепно-мозговые травмы с вовлечением в воспалительный процесс подкорковых образований. Больные с психопатоподобным поведением склонны к воровству, прожорливости, повышенной сексуальности, бродяжничеству. В момент аффекта они могут быть опасными для социума. Рекомендации окружающих всегда игнорируют. Они не признают правила поведения. В тяжелых случаях пациентам назначается медикаментозное лечение.
  4. Сопровождающаяся нарушениями работы анализаторов. Интеллектуальное и физическое развитие замедлены. Общее недоразвитие мозга обычно сочетается с нарушениями зрения, слуха, речевой системы, опорно-двигательного аппарата.
  5. С выраженной лобной недостаточностью. Наблюдаются грубые нарушения познавательной деятельности. Больной может быть как вялым и пассивным, так и чрезмерно активным, импульсивным. В поведении его проявляются несоциальные наклонности. Степень интеллектуальной недостаточности достигает уровня имбецильности. При нарушениях функций лобных долей мозга всегда отсутствует чувство такта. Биологические потребности, напротив, повышены. Окружающая действительность воспринимается неадекватно. Такие пациенты ничего не стесняются, они не испытывают чувства обиды или страха.

Этиология

Понять, какие причины вызывают олигофрению, можно, изучив еще одну классификацию болезни. Сегодня врачи выделяют четыре базовые формы патологии:

  • I форма – наследственная олигофрения. Она вызвана дефектными генеративными клетками одного из родителей (что говорит о том, что олигофрения передается по наследству). В данную группу относят пациентов с болезнью Дауна, психическим недоразвитием, микроцефалией на фоне имеющихся серьезных поражений костей и кожи.
  • II форма – олигофрения, обусловленная внутриутробными факторами – вирусными, паразитарными и бактериальными инфекциями, перенесенными женщиной во время беременности. Еще одна причина олигофрении, относящаяся к этой группе, — гемолитическая болезнь плода.
  • III форма – задержка психического развития, возникшая из-за родовых травм, асфиксии/гипоксии во время родов. Также она является следствием менингита, энцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесенных в возрасте от рождения до трех лет.
  • IV форма – возникает по причине прогрессирования основного врожденного заболевания. Имеются в виду эндокринные патологии или разные дефекты головного мозга.
Читайте также:  Сколько переваривается селедка в желудке

Практически всегда олигофрения сопровождает заболевания:

  • Микроцефалия (череп имеет уменьшенные размеры, мозг – тоже).
  • Гидроцефалия (в желудочках мозга накапливается слишком много ликвора из-за его избыточной продукции либо затрудненного оттока).
  • Фенилкетонурия (вызывает фенилпировиноградную олигофрению). Возникает по причине нарушения метаболизма фенилаланина, что приводит к образованию большого количества токсичного продукта распада. В результате поражается центральная нервная система, проявляются признаки олигофрении.
  • Токсоплазмоз. Если беременная женщина болеет токсоплазмозом, токсоплазмы могут проникнуть в плод и вызвать разные пороки развития (и головного мозга в том числе).
  • Болезнь Дауна (лишняя 21 хромосома провоцирует развитие сердечных пороков, физического и умственного развития).

Симптомы олигофрении

Симптомами олигофрении у детей раннего возраста являются:

  • отклонения в строении внутренних органов;
  • нарушения в строении тела, лица, головы;
  • выраженные признаки фенилкетонурии;
  • слишком бледные кожные покровы;
  • судороги;
  • кислый запах кожи и мочи;
  • мышечная слабость;
  • очень светлые голубые глаза.

Также признаками олигофрении у детей являются: неумение держать голову, вставать, сидеть.

К общим симптомам заболевания, характерным и для взрослых, и для детей, относят:

  • отставание в умственном развитии;
  • отставание в физическом развитии;
  • нарушения речи;
  • проблемы, связанные с абстрактным мышлением (пациенты не могут сказать, как называются одним словом «яблоко», «груша», «банан», не могут пояснить, что такое «любовь», «дружба», «гнев» и пр.);
  • проблемы в узнавании людей и вещей (при тяжелых степенях олигофрены не могут узнать даже своих родных);
  • сложности при выполнении бытовой работы, при овладении разными видами деятельности (письмо, чтение, счет), при самообслуживание (одеться, поесть, умыться, причесаться);
  • склонность к подчиняемости другим людям, повышенная внушаемость;
  • эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

То, насколько сильно выражены у больного те или иные симптомы, зависит от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика

Чтобы выявить признаки олигофрении, врачом проводятся:

  • Анализ жалоб пациента. Изучение анамнеза. Выясняется:
    — с какого возраста начали появляться симптомы умственного развития;
    — как протекала беременность матери;
    — часто ли больной простывал в детстве;
    — какие болезни перенес до трехлетнего возраста;
    — как питался (не голодал ли).
  • Осмотр психиатра, в ходе которого оцениваются интеллектуальные способности больного с помощью специальных шкал, опросников, во время обычной беседы. При этом врач изучает, насколько развита речь олигофрена, может ли он адаптироваться к новым условиям, как он общается с родственниками и друзьями.
  • МРТ, КТ головы, которые дают возможность послойно изучить строение мозга и обнаружить его повреждения (если таковые имеются).

Олигофрения — форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в 50-70-х гг. ХХ в. такими отечественными учёными, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.

Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости:

— преобладание интеллектуального дефекта;

— отсутствие прогредиентности состояния.

Сходное определение даёт В.В. Ковалёв, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредности, воздействующей на ребенка, от ее преимущественной локализации, а также от времени ее приобретения. Чем раньше воздействовал негативный фактор, тем глубже оказывается нарушение. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка. Он способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Согласно международной классификации болезней, травм и причин смерти девятого пересмотра (МКБ-9) выделяют три степени олигофрении : дебильность, имбецильность, идиотия.

Читайте также:  Болит средний палец на правой ноге

Дебильность — легкая степень олигофрении (IQ 50-70). К этой категории относится 70-80 % от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК направляются в специальную (коррекционную) школу VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы.

Имбецильность — средняя степень олигофрении. Больные имбецильностью могут говорить, понимать жесты и обращённую к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки. Понятие «имбецильность» в специальной педагогике в настоящее время используется реже, чем понятие «умеренная умственная отсталость» (IQ 35-49).

Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжи, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других — неадекватный плач, гнев, злобность. Коэффициент интеллекта (IQ) при идиотии варьируется от 0 до 34.

Международная классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ — 10) предлагает следующую классификацию степеней умственной отсталости

F70 Умственная отсталость лёгкой степени

F71 Умственная отсталость умеренная

F72 Умственная отсталость тяжёлая

F73 Умственная отсталость глубокая

F78 Другие формы умственной отсталости

F79 Умственная отсталость неуточнённая

М.С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила пять форм олигофрении :

  1. Неосложнённая олигофрения. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако, лишь в случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
  2. Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
  3. Олигофрения с нарушением функций анализаторов. У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
  4. Олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением. У этих детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
  5. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При олигофрении данной формы дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

С.Я. Рубинштейн в своей монографии «Психология умственно отсталого школьника» предлагает классификацию воспитанников школ VIII вида в зависимости от характера нарушений:

  1. Дети, перенесшие нарушения ЦНС и развивающиеся на дефективной основе.
  2. Дети с текущими заболеваниями головного мозга.

К первой группе относятся:

— дети, перенесшие травмы головного мозга в период после 2-3 лет,

— дети, перенесшие нейроинфекции в период после 2-3 лет.

Ко второй группе относятся:

— дети с ревматическими поражениями нервной системы;

— дети с сифилисом головного мозга;

— дети с эпилепсиями;

— дети с шизофрениями;

— дети с гидроцефалиями.

Тема 2. Психология дошкольников с нарушениями интеллектуального развития

  1. Развитие умственно отсталого ребенка в младенчестве (с 2-х месяцев до 1 года).
  2. Особенности психических процессов детей с нарушениями интеллекта в раннем возрасте (от 1 до 3 лет).
  3. Специфика речи и общения умственно отсталого ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет).
  4. Деятельность умственно отсталого ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет).
  5. Познание дошкольников с умственной отсталостью.
  6. Память и внимание дошкольников с недоразвитием интеллекта.
  7. Наглядно-действенное мышление умственно отсталого дошкольника.
  8. Особенности развития игры у детей дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта.
  9. Особенности речи и общения детей дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта.
  10. Развитие личности дошкольников с недоразвитием интеллекта.
  11. Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием.

  1. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе [Текст]. — М., 1990.
  2. Катаева, А.А. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов. — М., 1998.
  3. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / под ред. В.В. Лебединского. — М., 2004.
  4. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2003.

краткая характеристика олигофрений.и их особености. полезная информация для педагогов коррекционной педагогики.

Содержимое разработки

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Факультет психологии и специального образования

Кафедра педагогика и психология инклюзивного образования

Тема: «Классификаций олигофрений Г.Е. Сухаревой»

по клинике интеллектуальных нарушений

студентка 3 курса заочной формы

обучения направления подготовки

44.03.03 Специальное образование

Профиль «Педагогика и психология

Глава 1. Классификация олигофрений по Г.Е. Сухаревой

Очень часто и, по-видимому, справедливо утверждают,

что весьма ограниченный в умственном отношении человек,

в сущности – самый счастливый, хотя никто и не позавидует такому счастью…

Артур Шопенгауэр

Олигофрения — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

В зарубежной литературе имеется тенденция к расширению понятия олигофрении, под которым понимается нарушение умственного развития, обусловленное поражением центральной нервной системы, включая различные наследственные заболевания, сопровождающиеся синдромом слабоумия с прогредиентным течением (нарастание проявлений болезни со временем: увеличение частоты и длительности обострений, появлений новых синдромов, смена полных ремиссий неполными или развитие периода относительной стабилизации после обострения).

Однако Г. Е Сухарева считает необходимым резко сузить группу состояний, относящихся к олигофрении, понимая под ними лишь те виды недоразвития сложных форм психической деятельности, которые не сопровождаются прогредиентным течением.

Г. Е. Сухарева считает, что при олигофреническом слабоумии преимущественно недоразвиты наиболее дифференцированные фило- и онтогенетически молодые системы при большей сохранности ранее сложившихся, эволюционно более старых систем.

Наиболее распространенной в отечественной психиатрии является классификация олигофрений, предложенная Г. Е. Сухаревой, в основу которой положены критерии времени поражения и качества патогенного воздействия.

К группе олигофрений Г. Е. Сухарева относит только те формы психического недоразвития, которые характеризуются двумя основными признаками:

1) наличием стойкого дефекта познавательной деятельности;

2) отсутствием прогредиентности.

Следует, однако, отметить, что критерий отсутствия прогредиентности в классификации Г. Е. Сухаревой не имеет абсолютного значения, так как многие энзимопатические (связанные с наследственными нарушениями) формы олигофрении в раннем возрасте нередко представляют прогредиентный процесс с возможностью углубления психического дефекта. Тем не менее, структура интеллектуального дефекта при них приближается к олигофреническому слабоумию, а болезненный процесс, как правило, приостанавливается в раннем детском возрасте, в связи с чем психический дефект в основном подчиняется общим закономерностям эволютивной динамики, которые свойственны олигофрении.

Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

1. Олигофрении эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей, гаметопатии):

а) болезнь Дауна;

б) истинная микроцефалия;

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений;

г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения);

д) синдром Шервского-Тернера

е) синдром Клайнфелтера

2. Олигофрении, обусловленные внутриутробным (антенатальным) поражением зародыша (эмбриопатии) или плода (фетопатии).

Эмбрио- и фетопатии:

Олигофрении, связанные с внутриутробными инфекционным поражением:

а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);

б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;

г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;

Олигофрении, связанные с внутриутробным поражением экзо- и эндотоксическими агентами, , т.е. при гормональных нарушениях у матери, при интоксикациях беременной- токсические факторы.;

Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных (ГБН- патологическое состояние ребенка(плода), которое сопровождается распадом (гемолизом) эритроцитов, обусловленным несовместимостью его крови с материнской по эритроцитарным антигенам).

3. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве (первые 3 года жизни), т.е. с интранатальными и постнатальными вредностями:

а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;

б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве);

в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.

Наряду с этими группами, Г. Е. Сухарева выделяет атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.). Внутри каждой из названных форм проводится дальнейшая дифференциация по качеству дополнительных этиологических факторов и по особенностям клинической картины, включая степень глубины интеллектуального дефекта.

Большое многообразие клинических форм олигофрении, а также различный подход к данной проблеме привели к созданию значительного числа классификаций олигофрений. Только в странах английского языка их насчитывается свыше 20.

В основу большинства из них положены различные критерии, выбор которых находится в зависимости от того, каким целям должна служить эта классификация. Это нередко приводит к тому, что представители разных специальностей (психиатры, психологи, педагоги, социальные работники) относят одни и те же заболевания в разные группы или объединяют различные формы олигофрении.

Мы также рассмотрели в нашем реферате одну из многочисленных классификаций олигофрений, которая является одной из основных классификаций олигофрений в нашей стране.

Список литературы

1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2003.

2. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении), т. 3. М., 1965

4. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Ссылка на основную публикацию
Эссхол
Производитель: ЗАО "Канонфарма продакшн" Россия Код АТС: A05AA02 Форма выпуска: Твердые лекарственные формы. Капсулы. Общие характеристики. Состав: Активное вещество урсодезоксихолевая...
Эритроциты человека имеют
Оглавление Эритроциты (красные кровяные тельца) Лейкоциты (белые клетки крови) Тромбоциты (кровяные пластинки) Кровь состоит на 60 % из плазмы. Это...
Эриус аналог российский
Существует множество заболеваний аллергической природы: экзема, отеки, сильный зуд, крапивница, ринит — и это далеко не полный список. От ринита...
Этанол рецепт на латинском
Состав спирт этиловый 70 % 100 мл, 500 мл или 1000 мл. Описание прозрачная, бесцветная жидкость, с характерным спиртовым запахом;...
Adblock detector