Сенситивный период развития это в психологии

Сенситивный период развития это в психологии

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

Читайте также:  Прыщ вики

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Сенситивные периоды развития ребенка

Что такое сенситивный период?

Педагоги, психологи, нейрофизиологи давно подметили существование «сенситивных периодов» в развитии ребенка. Сенситивные периоды развития — это время качественного скачка в развитии ребенка в jодной или нескольких, связанных с друг другом, области. В детской психологии под сенситивными периодами детства имеются в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. В зависимости от того, что именно меняется у ребенка, сенситивные периоды развития будут относится к разным областям развития и деятельности ребенка: начиная от сенсорных областей, заканчивая мышлением, творчеством, креативностью. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте (психологические новообразования).

Понятие сенситивных периодов и зоны ближайшего развития были введены Л.С.Выготским , который описывал их как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса», как периоды, когда «развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». Понятие сенситивных периодов рассматривается в различных областях науки. За последние десятилетия понятие сенситивных периодов претерпело существенное изменение в силу новых открытий в различных областях.

Ценность сенситивных периодов развития

Известно, что сенситивный период является наиболее благоприятным временем для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Во время сенситивного периода ребенок максимально чувствителен и восприимчив к определенным воздействиям извне, относящимся к области данного сенситивного периода. И активно вбирает в себя тот материал, который ему необходим для качественного скачка вперед.

Сенситивные периоды также являются временем становления способностей и личности ребенка. Это время глубоких интеграционных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Вместе с появлением и развитием той или ино й области происходит глубокая интеграция внутри психики ребенка, которая определит уровень и глубину способностей ребенка. Задержка или регресс в сенситивный период определяют динамику развития на весь последующий период, вплоть до следущего сенситивного периода в этой области.

Сенситивные периоды очень важны не только для психического развития ребенка, но и для его здоровья, так как в это время закладывается устойчивость организма к болезням, внутреннее единство систем. При этом, для сенситивного периода характерно усиление дисгармонии в развитии органов и систем как на физическом, так и на функциональном уровнях. Огромную роль в такой перестройке отводится изменениям, происходящим в нервной системе ребенка, особенно в его мозге. В мозге в это время происходят качественные изменения существующих функций и появление новых.

Особая ценность сенситивных периодов развития заключается в том, что это наилучшее время по восприятию всего нового. В зависимости от той области, к которой относится сенситивный период, изменяется и то, что может вобрать в себя ребенок. Замечено, что в этот период скорость восприятия материала, сходного с открывшимся сенситивным периодом развития, в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды.

Прохождение сенситивных периодов, время их наступления и результаты на 80% зависят от среды, и лишь на 20% (и менее) зависит от генетических факторов. Что такое среда для ребенка? Это прежде всего то, что воздействует на него в семье. Создавая ребенку возможность для роста мы напрямую влияем на результат «отдачи» от сенситивных периодов.

Признаки наступления сенситивного периода

Мы можем подготовиться к наступлению сенситивного периода. Сенситивный период продолжается с момента начала качественных скачков, перемен и продолжается до тех пор, пока происходят качественные изменения в области сенситивного периода. Существуют разные мнения, можно ли повлиять на продолжительность сенситивного периода. В любом случае существует огромная связь между тем, КАК проходит сенситивный период и его продолжительностью, между тем КАК проходит сенситивный период и «средой». Следовательно, можно говорить о том, что в разных условиях, при разных возможностях для развития ребенка, косвенно меняется продолжительность сенситивного периода и его прохождение.

После окончания сенситивного периода угасает возможность интенсивного развития соответствующих ему способностей.

Крупные и малые сенситивные периоды развития

Сенситивные периоды развития бывают большими и малыми. Сенситивный период может продолжаться от 1-2 дней до нескольких месяцев. Во время небольших сенситивных периодов развития происходят перемены в какой-то одной области. Во время крупных сенситивных периодов развития – могут быть затронуты практически все области.

Читайте также:  Напиток расширяющий сосуды

Точное время наступления сенситивных периодов индивидуально для каждого ребенка и зависит от внутренней (биологической) готовности, от тех стимулов, которые он получает для развития из семьи, окружения, впечатлений и занятий. Примерное время крупных сенситивных периодов развития по статистике у большинства детей наступает в определенные годы. Это связано с принципиальными изменениями работы головного мозга и эндокринной системы. Л.С.Выготский выделял в качестве основных периодов возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.

Как часто появляются сенситивные периоды развития?

Небольшие сенситивные периоды развития могут наступать один за другим или накладываться друг на друга. Иногда период «плато» у ребенка может достигать и года. Обычно за год у ребенка бывает примерно 5 -15 небольших сенситивных периодов развития. Средние сенситивные периоды появляются примерно раз в 4-5 мес. – 1 год. Большие сенситивные периоды наступают раз в несколько лет.

Прохождение сенситивного периода

Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент. Ребенку нужно предлагать то, что он, во-первых, легко усвоит в данный период, что ему будет естественно усваивать, а во-вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочный базис для дальнейшего развития.

В то же время сенситивный период отличается повышенной чувствительностью к внешним воздействиям сопровождается и повышенной ранимостью по отношению к тем из них, которые являются чрезмерными или нецелесообразными. То есть во время сенситивного периода ребенок очень чувствителен и к благоприятным и к неблагоприятным факторам, он очень уязвим. В зависимости от преобладания позитивной или негативной симптоматики различным будет и характер переходного периода: он может быть бурным или постепенным.

Сенситивные периоды могут проходить успешно, а могут и с проблемами. У сенситивных периодов развития есть обратная сторона: иногда кажется, что ребенок скатывается назад. Проявляются те проблемы, которые казалось бы давно ушли, возникают плохие привычки. Ребенок может капризничать, плохо себя вести, ему трудно сосредоточиться. Так проявляется напряжение, вызванное неправильно проходящим ростом во время сенситивные периоды развития. Иногда, ребенок теряет какие-то навыки из тех, к которым был давно приучен.

Кажущийся регресс может быть вызван разными причинами. Одна из них — недостаточная развитость или даже пропуски при развитии в предыдущем возрастном периоде или в соседних (смежных) областях, непосредственно влияющих на область сенситивного периода развития.

На появление проблем при прохождении сенситивных периодов играет ряд факторов. На первом месте безусловно стоит недостаток стимулов для ребенка. Большую роль в успешном прохождении играет внешние факторы, как говорят профессионалы – средовые. При недостатке необходимого материала для своего качественного скачка, ребенок может недобирать в сенситивный период, завершать его не полностью или даже, в пограничных случаях, не пройти вовсе. Всем известен примеры типа «Маугли», когда ребенок вырастал вне людского общества и не имел возможности приобрести тех стимулов, которые ему были необходимы для дальнейшего развития мозга. Еще один крайний пример – «госпитализм» у детей. В условиях бедной и однообразной атмосферы четырех стен ребенок задерживается в развитии. Еще один пример – скачек развития у усыновленных детей. Когда взятые в семью, в домашнюю атмосферу ребенок начинает проходить отложенные сенситивные периоды.

Энергетический фактор

Вторым важным фактором, который влияет на прохождение сенситивного периода, является так называемый энергетический фактор. Любая перестройка вызывает колебания самочувствия. Если ребенок не имеет ко времени наступления очередного сенситивного периода развития большого энергетического ресурса, то, тратя на изменения остатки своей энергии, он еще более истощается. Или же сенситивный период благополучно не наступает. Таким образом организм пытается сохранить остатки резервов ребенка.

У ребенка сильного по своей природе, пышущего энергией, наступление сенситивные периоды развития может вызвать, наоборот, подъем энергии. И нужно будет подготовиться к тому, чтобы найти, куда он сможет ее реализовать. Связан подъем с тем, что у такого ребенка хватает с запасом сил на перестройку, и сама перестройка при хорошей работе энергетического фактора дает всплеск энергии. Задача взрослых в этот момент направить избыток энергии на деятельность активную связанную с этим сенситивным периодом развития. Очень важно, чтобы в этот период ребенок не был ограничен в своей активности. Любые ограничения в этот период БЕЗ пути выплеска потенциала в действие могут привести к тому, что дополнительная энергия направится внутрь ребенка и вызовет деградацию и внутренние проблемы и разрушения (откат), которые потом ребенок будет пытаться компенсировать.

Третим фактором является проявление противоречий между уже сложившимися и вновь созревающими структурами и механизмами внутреннего развития ребенка.

Литература:

  1. Ж.Пиаже. Теория Пиаже. – В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. – С. 232-292
    2. Л.С.Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.
    3. Л.С.Выготский, А.Р.Лурия. Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
    4. А.Р.Лурия. Мозг и психика.- В кн.: Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987 –

В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность — это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».

Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.

Читайте также:  Цитопения код по мкб 10

Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

  • знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года: Дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года: Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет: Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Что это значит?

В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.

«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.

В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.

Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет.

Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.

Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.

Ссылка на основную публикацию
Семечки арбуза польза и вред
Арбуз кто-то любит, кто-то нет, но едят его много (особенно летом и осенью) и он не является экзотическим фруктом (читайте...
Сейчас померяю
1 ответ Правильный вариант написания – «померяю». Это форма глагола «померить» в 1 лице единственном числе будущего времени. Например: Я...
Секвестр что это в медицине
Секвестрированная грыжа – тяжелое осложнение остеохондроза, являющееся последней стадией развития межпозвоночной грыжи любого отдела позвоночника. Под этим термином подразумевается отделение...
Семидневная диета любимая
Пожалуй, у каждой женщины, которой не безразличен ее вес, есть своя любимая диета. Поговорим о рационе, состоящем из семи однодневных...
Adblock detector